Мебиус и кинематограф
«Кино священно. Фильм — это практически воплощение божественного…»
«Несмотря на то, что во всех фильмах Жан Жиро подписан как «Мёбиус», он говорил, что работа в кино всегда была плодом сотрудничества двух его альтер-эго: «Забавно, что режиссеры и продюсеры приглашают на работу Мёбиуса, но очень часто над проектом работает Жир».
Жан Жиро — уникальный случай среди комиксистов: он прославился не только своими разноплановыми комиксами, но и работой в качестве художника-постановщика многих культовых фильмов XX века. В 1974-1979-м годах Алехандро Ходоровски собирался экранизировать популярнейший научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна». На главную роль планировался Сальвадор Дали, музыку для фильма должны были написать в числе прочих Pink Floyd, а на должность художников-постановщиков пригласили Жана Жиро и Рудольфа Гигера. Из-за проблем со сценарием и финансированием лента так и не вышла в свет, а фильм «Дюна» в результате снял в 1984-м году Дэвид Линч.
В 1979-м году Жиро работал над созданием костюмов астронавтов для фильма «Чужой» Ридли Скотта. В 1982-м году он выступил художником-постановщиком ленты «Трон» Стивена Лисбергера. «Когда меня пригласили работать в Голливуд — это было сродни приглашению на Олимп. Простой почитатель, которого вдруг выбрали боги. Это звучит глупо, но я чувствовал себя именно так», — вспоминал Жиро. В 1982-м году француз также участвовал в создании полнометражного анимационного фильма «Властелины времени» режиссера Рене Лалу.
В 1988-м году француза пригласили на роль художника-постановщика фильма «Ива / Виллоу» (Willow), который снимали Рон Ховард и Джордж Лукас. В 1989-м Жиро придумал подводных существ для фильма Джеймса Кэмерона «Бездна», а 1997-м выступил одним из художников-постановщиков в фильме «Пятый элемент» Люка Бессона.
«Когда Люк Бессон решил снимать "Пятый элемент", он обратился к рассказу, который написал в юности под впечатлением от комиксов. Это было своего рода посвящение работам Жана-Колда Мезье и Мёбиуса, поэтому он и решил пригласить нас в качестве художников-постановщиков. Это была дань уважения и в то же время очень трогательный подарок от читателя. В каком-то смысле это был очень "мёбиусский" момент», — рассказывал Жиро. Кстати, комиксисты были знакомы более сорока лет — со студенческой скамьи.
«Работать над фильмом было, безусловно, очень интересно и позволило мне вблизи посмотреть на мир, которым я восхищаюсь и который буквально боготворил с самого детства. Для меня кино — нечто, с чем я постоянно сталкиваюсь. Оно священно. Фильм — это практически воплощение божественного… Режиссеры — "боги", в кавычках, конечно. Я действительно очень ценю кино. И не я один. Многие относятся к нему так же», — говорил французский художник.
Несмотря на то, что во всех фильмах Жан Жиро подписан как «Мёбиус», он говорил, что работа в кино всегда была плодом сотрудничества двух его альтер-эго: «Забавно, что режиссеры и продюсеры приглашают на работу Мёбиуса, но очень часто над проектом работает Жир. Это не связано с качеством работы — скорее, это вопрос дисциплинированности. Когда я работаю над фильмом, отношение к делу у меня практически такое же, как когда я рисую "Блуберри". Мёбиус же более неоднозначный и основывается на неуловимом юморе и свободе. Если нет свободы, нет и Мёбиуса. Так что, хотя все мои работы в кино подписаны "Мёбиус", это — такая циничная манипуляция».
Экранизации
По произведениям самого Жиро были сняты короткометражная лента, анимационная серия, мультфильм и фильм. Так, в 1991-м году Матьё Кассовиц снял одну из своих первых короткометражек под названием «Белый кошмар» по детективной истории, написанной Жиром. В 2003-м году Мёбиус выступил режиссером анимационной серии «Легенда Арзака» по одноименной серии своих комиксов, а в 2004-м году вышел вестерн «Блуберри» Жана Кунена с Венсаном Касселем в главной роли.
В 2005-м году вышел анимационный фильм «Сквозь ленту Мёбиуса» (Thru the Moebius Strip), в котором сам Жиро выступил в качестве художника-постановщика. Интересно, что француз много лет дружил с известным японским мультипликатором Хаяо Миядзаки, назвал свою дочь «Наусика» в честь героини мультфильма Миядзаки, а в 2004-2005-м годах у француза и японца даже прошла совместная выставка в Париже.
Текст: Ксения По и Дмитрий Аске
vltramarine.ru
Великий Мёбиус: vk.com/wall-52526415_15561
«Арзак» (2003): vk.com/wall-52526415_15540